Кружок «Умелые руки» может стать инициатором создания игротеки пионерской дружины. Даем образцы самодельных игр для игротеки.
В кружке легко изготовить всевозможные головоломки, заключающиеся в том, что из отдельных частей требуется сложить определенные фигуры. Такие головоломки делают из картона, фанеры или органического стекла. Главное — точно разметить детали фигуры по чертежам и аккуратно разрезать. Размеры всех головоломок на складывание могут быть любые.
Головоломка «буква «Т». Фигуру, имеющую форму буквы «Т» (рис. 122), разрезают на пять частей. Из этих частей, не глядя на рисунок, требуется снова сложить букву «Т».
Несложно сделать и так называемые «Китайские головоломки», которые были известны в Китае еще около четырех тысяч лет назад.
Картонный или фанерный квадрат размечают по рисунку, как указано на рисунке 122 (пунктирные линии — вспомогательные), и разрезают на 7 частей. Из них складывают всевозможные фигуры, образцы которых приведены на том же рисунке. Обязательное условие — каждая фигура должна состоять из всех 7 частей, которые можно только прикладывать друг к другу, а не накладывать друг на друга.
Рис. 122. Головоломки на складывание: 1 — «буква «Т»; 2 — «Китайские головоломки». |
Просты для изготовления и головоломки на перемещение.
Из фанеры или картона вырезают две прямоугольные пластинки. В одной из них выпиливают отверстие по форме, изображенной на рисунке 123. Затем пластинки склеивают вместе, получается дощечка с углублением. Из такой же фанеры или картона выпиливают 6 квадратиков, которые должны легко входить в углубление дощечки. Квадратики окрашивают или оклеивают бумагой двух цветов: например, три квадратика — белой, а три — зеленой. Квадратики укладывают в углублении дощечки: белые — с одного конца, зеленые — с другого. Задача играющих заключается в том, чтобы переместить квадратики, не вынимая их из углубления, а только передвигая на свободное место, и при этом сделать как можно меньше передвижений (наименьшее возможное число передвижений — 17).
Интересна также старинная головоломка на перемещение, возникшая много веков назад в Индии, известная под названием «Ханойская башня».
Из фанеры выпиливают шесть или восемь кружочков — все разных диаметров. В центре каждого кружка сверлят отверстие. На дощечке любой формы закрепляют три вертикальных стержня — деревянных или проволочных. На один из них надевают кружочки: вниз кладут самый большой, затем меньший и т. д. Получается фигура, похожая на пирамиду. Требуется переместить все кружочки на второй стержень, пользуясь третьим как вспомогательным и соблюдая такие правила:
1) каждый раз перекладывать на любой стержень только один кружок;
2) не класть больший кружок на меньший.
Это сделать не просто. Чтобы выполнить эту задачу, требуется при шести кружочках произвести 63 перекладывания, а при восьми кружочках — 255 передвижений.
Название этой головоломки связано со старинной индийской легендой. По этой легенде, в Ханойской башне жрецы некогда занимались таким же перекладыванием 64 кружочков. После завершения его должен был наступить конец света. Однако простой математический подсчет показывает, что даже при непрерывном перекладывании 64 кружочков результата можно достичь только через 500 миллиардов лет.
Рис. 123. Головоломки на перемещение: 1 — головоломки с квадратиками; 2 — «Ханойская башня». |
Из проволоки диаметров до 2 миллиметров изготовляют проволочные головоломки. Два образца их изображены на рисунке 124. Головоломку рисуют на бумаге, увеличив по сетке вдвое (как увеличивать по сетке, смотрите на странице 131). Затем по рисункам сгибают проволоку, прикладывая ее к рисунку для сверки. Каждая головоломка состоит из двух частей. Требуется разъединить части головоломок, не сгибая нигде проволоки и не сжимая ее.
Рис. 124. 1 — головоломки из проволоки; 2 — головоломка со шнурком. |
По своему характеру похожи на проволочные головоломки и головоломки со шнурками. Изображенную на рисунке 124 рыбку выпиливают лобзиком из фанеры или вырезают из картона (размер возьмите вдвое больший). В отверстия в голове и в хвосте продевают, как указано на рисунке, шнурок, а на конец его нанизывают большую пуговицу или привязывают кружок, кольцо. Требуется снять шнурок с рыбки, не отвязывая пуговицы или кольца.
Многие настольные игры представляют собою деревянные или картонные «доски» с нарисованными на них в определенной системе квадратами, кружочками. По этим квадратам и кружочкам играющие переставляют разноцветные фишки, руководствуясь правилами игры.
В кружке можно сделать, например, народную киргизскую игру — «Астар». Из картона вырезают квадрат любых размеров. На нем размечают и рисуют 41 кружок и соединяющие линии, как указано на рисунке 125 (7). Чтобы кружки получились одинакового диаметра, их можно начертить, прикладывая к картону мелкую монету и обводя ее карандатам или тушью. Затем кружки окрашивают в один цвет. Если картон темного цвета, то лучше рисунок игры сделать на листе чертежной бумаги и наклеить его на картон. С обратной стороны картон можно оклеить цветной бумагой.
Для игры требуется 32 фишки—картонные или фанерные кружочки. Их оклеивают цветной бумагой или окрашивают в два цвета по 16 штук.
Играют в «Астар» двое. Играющие расставляют свои фишки, как указано на рисунке, и по очереди двигают одну из фишек на соседнее поле в любом направлении, по линиям. Фишку противника берут, перескакивая через нее на свободное поле, как в шашки. Выигрывает тот, кто проведет 7 своих фишек на любые поля в треугольнике противника или запрет оставшиеся на доске фишки противника, лишив их хода.
Вторая игра, которую можно сделать, называется «Кто быстрее?». Имеет она и другие названия.
Картонную доску разлиновывают на 100 квадратов и нумеруют их по порядку от 1 до 100. На доске рисуют путь в горной местности — с подъемами, спусками, ущельями, мостиками и т. д. Заготовляют 4 фишки разных цветов и деревянный кубик с точками или цифрами на каждой стороне его от 1 до 6.
Играют двое, трое или четверо. Они по очереди бросают кубик и переставляют свои фишки вперед на столько квадратов, сколько покажет кубик. Если фишка останавливается на клетке, откуда начинается подъем или спуск, она поднимается или спускается до конца его. Выигрывает тот, кто первый достигнет клетки с цифрой «100».
Игру можно разнообразить, придумывая другие сюжеты и соответственно меняя рисунок, увеличивая или уменьшая число подъемов и спусков.
В пионерской игротеке должны быть шашки и шахматы.
Простые, но достаточно хорошие шахматы можно выпилить лобзиком из фанеры или из тонкого листа органического стекла. Шахматные фигуры делают плоскими. Выступами у основания их укрепляют на круглых подставочках, в которых выпиливают соответствующие отверстия. Половину фигур окрашивают в черный цвет. Желательно все фигуры покрыть лаком.
Очень хорошие шахматы можно сделать из бумажной массы или из гипса по образцу имеющихся деревянных.
При помощи деревянных шахмат делают глиняные формы. Для этого в глину просто вдавливают до половины положенную набок деревянную фигуру. Образовавшееся углубление в глине смазывают жиром и заполняют бумажной пластмассой или гипсом. Затвердевшую половинку фигуры вынимают из формы. Две половинки каждой фигуры склеивают затем вместе, тщательно зачистив склеиваемые поверхности.
Еще проще таким способом сделать шашки. Их можно отлить в форме целиком, а не двумя половинками.
Рис. 125. 1 — настольная игра «Астар»; 2 — самодельные шахматы. |
Рис. 126. Настольная игра «Кто быстрее?». |
Все головоломки и игры пионерской игротеки надо хранить бережно, они всегда должны быть в полном порядке. Лучше всего каждую игру поместить в коробку. «Китайские головоломки» можно хранить в открытом футляре. Сделать его нетрудно. На фанерный квадрат с четырех сторон наклеивают фанерные полоски так, чтобы между ними образовалось углубление, в которое укладываются все семь частей головоломки. Чтобы ускорить укладывание, дно углубления расчерчивают по рисунку. С нижней стороны фанерного квадрата можно приклеить табличку фигур для складывания.
Головоломки проволочные и со шнурками удобно хранить в открытой коробке с невысокими бортами, с отделениями для каждой головоломки.
Настольные игры большого формата надо сделать складывающимися. Доску для игры разрезают на четыре равные части, которые затем склеивают полосками ткани с обратной стороны. Один разрез оставляют незаклеенным. Это дает возможность сложить игру вчетверо. Игру укладывают в коробку, в которой с одной стороны сделано узкое отделение для фишек. На крышке коробки пишут название игры.
Рис. 127. Как хранить игры и головоломки: 1 — футляр для «Китайских головоломок»; 2 — коробка для головоломок из проволоки; 3 — как склеить и складывать настольную игру; 4 — ящик для игротеки. |
Вместо отдельных коробок и футляров из фанеры можно сделать один ящик с отделениями для всех игр и головоломок. Размеры ящика, величина и количество отделений зависят от того, сколько игр имеется в пионерской игротеке.
Высота ящика — около 8 сантиметров. Крышку ящика прикрепляют кусочками кожи или плотной ткани. В таком ящике удобно переносить игротеку из одного помещения в другое, брать ее из пионерской комнаты на сборы отдельных отрядов и звеньев. На внутренней стороне крышки можно наклеить список находящихся в ящике головоломок и игр.
Члены кружка могут также сделать инвентарь для некоторых подвижных игр.
Самодельные мячи для лапты и других игр сшивают из прочной льняной ткани и набивают лоскутом, паклей или высушенными водорослями. Лоскут или паклю сжимают в шар и обматывают нитками. Для покрышки вырезают два куска ткани по выкройке, изображенной на рисунке 129 (7). Размеры выкройки устанавливают применительно к назначению мяча.
Оба куска ткани сперва сшивают в виде буквы «Т»; узкий конец одного куска пришивают к середине длинной стороны другого. Затем обертывают тканью набивку мяча и сшивают прочными нитками края покрышки.
Рис. 128. Аттракционы: 1 — «Рыболовы»; 2 — «Забрось шарик»; 3 — «Лассо». |
Нетрудно сделать все необходимое для игры в серсо: две палки с перекладинами и кольцо. Размер палки около метра.
Палку выстрагивают из рейки, как указку, слегка на конус. Сделав небольшую выемку у рукоятки палки, к ней прикрепляют клеем перекладину. Место скрещения обматывают прочными нитками или тонкой проволокой. Нитки сверху тоже смазывают клеем.
Кольцо диаметром 20 сантиметров сгибают из размоченного прута на подходящем полене. Концы прута срезают «на ус», оклеивают и скрепляют проволочной скобочкой, проколов для нее отверстия тонким шилом.
Игра заключается в том, что играющие при помощи палок перебрасывают друг другу кольцо и ловят его на палки.
Из двух шестов длиной до 250 сантиметров и диаметром около 5 сантиметров можно сделать ходули. Для этого на расстоянии 40—50 сантиметров от нижних концов палок к ним прибивают большими гвоздями бруски — подставки для ног. Если шесты круглого сечения, то в месте крепления брусков их слегка сострагивают, делая поверхность плоской.
Рис. 129. Инвентарь для подвижных игр: 1 — самодельный набивной мяч; 2 — серсо; 3 — ходули; 4 — городки (буквами указаны построения фигур): А — «пушка», Б — «звезда», В — «колодец», Г — «артиллерия», Д — «бабушка в окошке», Е — «колбаса», Ж — «рак», З — «серп», И — «самолет», К — «закрытое письмо». |
Городки нарезают из круглого шеста. Для игры требуется 10 городков длиной по 15 сантиметров и диаметром в 4—5 сантиметров, а также не менее четырех бит (размеры биты указаны на рис. 129). На этом же рисунке показано, как составлять 10 фигур из городков.
На школьных вечерах кружок может оборудовать занятные аттракционы.
Для аттракциона «Рыболов» требуется тонкий шест — удочка, к концу которого на бечевке привязано проволочное кольцо. Его требуется надеть на горлышко стоящей на полу бутылки или на деревянный брусочек, заменяющий горлышко.
Для аттракциона «Лассо» из фанеры выпиливают и укрепляют на шесте голову лошади. На конце веревки завязывают петлю. Требуется набросить лассо на шест с головой лошади с расстояния примерно в 5 метров
Для аттракциона «Забрось шарик» в фанерной дощечке с рукояткой выпиливают три круга. К дощечке на бечевке привязывают деревянный шарик. Взмахивая дощечкой, надо последовательно забросить шарик в каждое отверстие.
По приведенным образцам можно придумать много других аттракционов, которые сделают школьные вечера еще веселее.