Для лепки применяются различные пластичные материалы: глина, пластилин, воск. Чем пластичнее материал, тем лучше работать.
Глина является основным материалом для лепки. Она есть повсюду, в любой местности, дешева и пластична. Глины бывают чистые и засоренные. Чистая глина имеет белый цвет и называется каолином. Белую глину можно окрашивать в любые цвета, добавляя в нее сухие строительные краски: охру, сурик, синьку. Чаще глины бывают окрашены окислами железа и имеют различную окраску: красную, синюю, желтую и т. д.
Материалы для лепки не должны иметь посторонних примесей: камней, песчинок и т. д., потому что работа в основном ведется руками, а не инструментами.
Глина, применяемая для лепных работ, так называемая скульптурная глина, должна содержать наименьшее количество песка, чтобы иметь хорошую пластичность. Для получения пластичной глины тощую глину, то-есть глину, содержащую много песка, надо отмутить. Отмучивание глины производят так: в прочной посуде глину разводят до густоты сливок; 2/3 массы сливают в другую посуду. Через 10—12 часов глина осядет на дно, а вода поднимется наверх. Воду сливают, а глину вынимают и просушивают до тех пор, пока она не станет густой, как тесто. Из глиняного теста делают небольшие кирпичи, которые удобно хранить.
Вода для работы и приготовления материалов должна быть чистой — из колодца или водопровода. Болотная вода засорена органическими примесями, быстро загнивает и начинает издавать неприятный запах. Поэтому она не пригодна для работы.
Приготовленную глину для предохранения ее от высыхания кладут в ящик или бочку, накрывают мокрой мешковиной или полотном, на которые желательно положить, кроме того, мокрый войлок. Это надолго предохранит глину от высыхания.
Скульптурные изделия из глины во время перерыва в работе, для предотвращения от высыхания, также накрывают мокрой мешковиной или полотном.
От долгого хранения глина все же высыхает и требует размачивания. От этого недостатка избавлены пластилин и воск. Их можно купить в магазинах культтоваров.
Пластилин в основном применяют для лепки маленьких моделей. Он представляет собой искусственную пластическую массу, которая в отличие от глины очень долго не сохнет и, следовательно, всегда готова для лепки.
Пластилины бывают по своему составу простые и сложные, в зависимости от рецепта, по которому они приготовлены.
Мы приведем здесь лишь три рецепта наиболее простого приготовления пластилина.
Рецепт 1-й. Отмучивают глину и дают ей просохнуть до густоты теста. Затем в глиняное тесто льют глицерин и тщательно перемешивают его с глиной до однородной массы. Глицерин льют до тех пор, пока глиняная масса почти перестанет прилипать к рукам.
Рецепт 2-й. Отмученную глину полностью высушивают, толкут в ступке или размалывают до тонкого порошка. Глиняный порошок просеивают через сито и получают глиняную пыль. В пыль добавляют вазелин и перемешивают их до тех пор, пока не получают густого, не прилипающего к рукам теста. Пластилин можно окрашивать, добавляя в него при изготовлении сухую краску нужного цвета. Обычно пластилину придают форму кубиков или валиков и в таком виде хранят.
Рецепт 3-й. Отмученную сухую глину толкут в порошок и просеивают через частое сито. 1 часть толченой глины смешивают с 1/5 частью топленого воска, добавляя при этом в смесь несколько капель глицерина — столько, сколько нужно, чтобы пластилин был мягок и не приставал к рукам.
Пластилин тверже глины, и лепить из него следует только тогда, когда он хорошо размят в руках, сделается мягким. Кроме глины и пластилина, для лепки применяется воск.
Воск не сохнет, не требует смачивания водой, не дает трещин и сохраняется очень долго. Воск бывает естественный, изготовленный из вощины, и искусственный, изготовленный из нефти. Для лепки может применяться и тот и другой воск. Из воска лепят лишь мелкие изделия, так как он довольно дорого стоит.
Воск в чистом виде редко применяется для лепки, так как он жесткий. Поэтому для лепки приготовляют специальный воск. Он продается в магазинах в виде палочек разного цвета. Для лепки лучше всего брать воск светложелтого или светлокрасного цвета: светлые цвета при лепке мелких изделий меньше утомляют зрение.
Воск для лепки можно приготовить и самим. Самый доступный рецепт приготовления воска такой:
Берется:
воска — 1000 граммов,
свиного топленого сала — 65—70 граммов,
скипидара — 130—140 граммов,
сурика сухого железного или охры — 720—750 граммов.
Воск и свиное сало кладут в железную, чугунную или алюминиевую посуду (только не в медную) и ставят на небольшой огонь до полного их плавления. В расплавленную смесь вливают скипидар и тщательно все перемешивают. Затем в смесь всыпают сурик и еще раз все хорошо перемешивают.
Далее смесь перекладывают в ведро или в таз, наполненный водой комнатной температуры, и месят ее до тех пор, пока она не станет пластичной и не перестанет прилипать к рукам. Перемешанную смесь вынимают из воды и формуют в кирпичики.
Лучшим, незаменимым инструментом для лепки из глины являются пальцы. Ими можно вылепить вчерне все изделие. Доработку скульптур, особенно с мелкими рисунками, приходится вести с помощью инструментов, так как пальцы рук все же толсты. Инструменты для лепки из глины не дороги и просты.
Ножи необходимы лепщику для изготовления стеков, шаблонов, обрезания глины, формовки и т. д.
Стеки являются основным инструментом при лепке из глины, воска или пластилина. Они изготовляются из дерева твердых пород: бука, клена, березы, дуба, пальмы, сирени, иногда из ели, длиной от 10 до 25 сантиметров и толщиной в своей наиболее толстой части от 1 до 3 сантиметров. Концы стеков делаются самой разнообразной формы: плоской, треугольной, остроугольной, закругленной, круглой и т. д.
Рис. 225. Ножи и стеки: 1 — инструментальный нож и формовочный нож; 2 — деревянные стеки. |
Рис. 226. Стеки с металлическими наконечниками. |
Для срезания лишней глины, вырезки глубоких мест и т. д. нужны стеки с металлическими наконечниками.
При работе с пластилином и воском применяют часто металлические стеки, которые можно нагревать. Они изготовляются из толстой медной, алюминиевой или железной проволоки.
Циркуль. Основное назначение циркуля — вычерчивание рисунков и измерение моделей.
Циркуль-пантограф применяется для измерения при увеличении и уменьшении размеров лепимых изделий. Циркули-пантографы бывают металлические и деревянные. Они продаются в магазинах. Как самим сделать пантограф, рассказано на страницах 132—134 этой книги.
Мерник применяется для измерения высоты различных точек модели, выступающих над плоскостью фона. При лепке орнамента мерник является незаменимым инструментом, так как орнамент имеет весьма рельефную поверхность.
Линейку и угольник употребляют для измерения длины изделий и для проведения ровных горизонтальных и вертикальных линий. Линейка и угольник должны быть с делениями.
Отвес состоит из груза и нитки. Он служит для установки изделий, уточнения вертикальных линий и т. д. Груз весом не менее 50 граммов укрепляется на прочной нитке, шнурочке или тонком шпагате. Форма груза может быть любая. Грузик можно сделать из кусочка железа или свинца, вставив в него проволочную петельку.
Кисти необходимы для обметания с изделий пыли, крошек глины, для промывки изделий, смазывания их смазкой.
Желательно иметь кисть диаметром 2—3 сантиметра и две-три кисти диаметром 1,5 сантиметра.
Спринцовка применяется для опрыскивания глиняных изделий водой и смывания глины во время формовки. Спринцовки продаются в аптеках и аптекарских магазинах.
Как сделать различные инструменты, необходимые для лепки, рассказывается далее.
Лепить можно в любой светлой комнате или классе с равномерным освещением. Конечно, при этом следует соблюдать соответствующую чистоту и каждый раз убирать за собой рабочее место.
Летом хорошо лепить на воздухе — в тени под деревом или под временно устроенным навесом. Правда, глина на воздухе высыхает быстрее и требует поэтому более частого увлажнения.
Для хранения материалов, изделий и инструментов следует иметь кладовую или шкаф.
Лепить лучше всего на мольберте. Простой мольберт делают из досок на шпонках (чтобы не покоробило), к ним прибивают для упора две рейки. Можно сделать и более сложный мольберт, а также станок для лепки объемных изделий. Для мольберта прежде всего делают подставку высотой от 1,5 до 2,5 метра на трех или четырех ножках. На подставке сверлят отверстия на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. В отверстия вставляют гвозди или деревянные клинья, на которых на нужной высоте устанавливают щит.
Рис. 227. Мольберт для лепки: 1 — подставка; 2 — подставка со щитом. |
Рис. 228. Простой мольберт-подставка. |
Станок для лепки делают высотой по грудь работающего. Он может быть также на трех или четырех ножках. Между ножками станка обычно делается полочка, куда кладут инструменты, необходимые при работе. На крышке станка устанавливается вращающаяся подставка.
Во время работы под ноги хорошо класть лист картона, газету или мокрую тряпку, чтобы не пачкать пол.
Во время лепки из глины желательно надевать халат или фартук. Если рубашка туго заправлена в брюки или кофточка в юбку, их нужно ослабить так, чтобы рукава не стесняли движений работающего и тем самым не утомляли мышц рук.
После работы рабочее место необходимо чисто убрать, то-есть смыть все со стола, подмести пол, а если надо, то и вымыть его; глину и изделия закрыть мокрыми тряпками, инструменты очистить и убрать, завернув в сухую тряпку.
Лучший свет, конечно, — дневной. Можно лепить и при искусственном свете — электрическом или ламповом, но он неравномерен, слабо освещает работу и утомляет зрение. При искусственном освещении лучше делать только черновую работу.
Рис. 229. Станок для лепки объемных моделей: 1 — станок на трех ножках; 2 — станок на четырех ножках. |