Петрушки

В кукольном театре спектакли разыгрывают куклы. Ими управляют актеры-кукольники. Обыкновенно артистов, управляющих куклами, зритель не видит, — они бывают скрыты. Но есть и такие театры (в Японии), где кукловоды, одетые в черные халаты, появляются на сцене вместе со своими куклами, и зритель хотя и видит их, но соглашается не замечать их присутствия. Да и внимание его настолько поглощено самими куклами в ярких нарядных костюмах, что он через некоторое время действительно забывает о том, что куклы находятся в руках кукловодов и что каждой из них управляют три человека.

Большое искусство — заставить зрителя забыть о существовании артистов-кукловодов даже тогда, когда они видны, а ведь эта задача и является главной в мастерстве актера-кукольника любого кукольного театра.

Как же этого достигнуть?

Об этом речь пойдет дальше, когда мы будем рассказывать, как научиться управлять куклами, а сейчас поговорим о самих куклах.

В современных кукольных театрах артисты играют куклами самого различного устройства. Простейшими по устройству являются «петрушки» или, как их иногда называют, «пальцевые» или «перчаточные» куклы.

Рис. 1.

Рис. 2.

«Петрушки» имеют голову с отверстием внизу (в которое входит палец руки кукловода) и чехольчик с двумя рукавчиками. Кукловод надевает «петрушку» на руку, как перчатку. Обыкновенно указательным пальцем он управляет головой куклы, а большим и средним пальцами — ее руками (посмотрите на рис. 1 и 2). Конечно, это не единственный способ управления «петрушкой».

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7.

Можно голову куклы надеть на средний палец, а ее руки — на большой и мизинец (рис. 3 и 4) или просунуть в голову два пальца (указательный и средний), одну руку куклы надеть на большой палец, а другую — на безымянный и мизинец, сложенные вместе (рис. 5 и 6). В этом случае можно не только наклонять голову, но и поворачивать ее вправо и влево. Для этого достаточно пошевелить указательным и средним пальцами.

Выбор того или иного способа управления «петрушкой» зависит от того, кого будет изображать кукла и какие движения ей предстоит делать. Например, если кукла изображает маленького зайчишку, то удобно голову куклы надеть на средний палец, а лапки — на указательный и безымянный. Если научиться быстро перебирать этими пальцами, то зайчик будет барабанить лапками (рис. 7).

Для того, чтобы руки куклы-«петрушки» были подлиннее и она могла бы хорошо брать различные предметы, к ладошкам ее надо приделать трубочки, в которые бы плотно входили пальцы руки кукловода (рис. 8). Эти трубочки можно свернуть из картона и обклеить какой-нибудь легкой материей: коленкором или марлей. Голову «петрушки» делают из самых различных материалов: бумаги, трикотажа, папье-маше и дерева.

Рис. 8.

Если взять лист плотной рисовальной бумаги, вырезать полоску и склеить из нее цилиндрик (рис. 9), а затем приклеить к нему снизу трубочку, в которую входил бы указательный палец кукловода, то получится основа для будущей головы куклы. К этому цилиндрику можно приклеить сделанные из бумаги или вырезанные из маленького кусочка дерева нос и уши. Уши склеивают из двух полосок бумаги, вставляют в прорези, сделанные по бокам цилиндрика, и закрепляют изнутри (рис. 10). Для прочности такую голову можно оклеить материей.

Теперь надо приступить к раскраске: нарисовать глаза, рот и сделать из бумаги, пакли или мочалки волосы, усы, бороду и брови. Если под рукой есть бусинки или горошинки, прикрепите их в тех местах, где должны быть зрачки. Глаза куклы будут поблескивать и казаться живыми.

Рис. 9.

Рис. 10.

Трудно перечислить все способы отделки головок кукол из бумаги. Каждый, кто сам попробует сделать такую голову, увидит, как меняется выражение ее лица от высоты «головного» цилиндрика, от изменения формы носа, ушей и от гримировки.

Можно голову «петрушки» сделать из трикотажа. Обычно с мягких кукол и начинают изготовление их в школьных кружках, считая, что такие куклы не только легче делать, но что они и долговечнее. Ведь на первых порах ребята еще не умеют достаточно аккуратно с ними обращаться.

На снимках изображены куклы из трикотажа, сделанные учениками 98-й школы Ленинграда. Вот как их делают.

Рис. 11.

Рис. 12.

На кусок фланели размером 10×12 см накладывают ровный слой ваты и сверху покрывают куском трикотажа такого же размера. Предварительно на трикотаже рисуют два ровных круга на месте будущих глаз (рис. 11). Затем половинки этих кружков прошивают насквозь, захватывая вату и фланель швом «взад иголку» (рис. 12).

Рис. 13.

Делают два одинаковых плотных шарика из ваты и подкладывают между слоем ваты и трикотажа, после чего прошивают оставшиеся половинки кружков. «Глазное яблоко» готово. Когда голова будет сшита вся, глаза можно раскрасить весьма разнообразно. Вот несколько глаз, нарисованных на одинаковых шариках (рис. 13).

Рис. 14.

Для носа вырезают два его силуэта из картона. Форма зависит от характера куклы. Это может быть крючковатый нос колдуньи или старика (рис. 14 а), курносый нос комического персонажа (рис. 14 б), прямой нос (рис. 14 в) и другие.

Картонные силуэты обшивают толстой ниткой через край, сшивают вместе (рис. 15) и кладут между трикотажем и ватой.

Переносицу и уголки носа пришивают к вате и фланели. Внутренность носа туго набивают ватой. Затем нос обтягивают трикотажем и внизу прошивают таким же швом, как глаза. Если необходимо сделать выпуклый подбородок, так же прошивают линию рта. Лицо готово.

Из чулка выкраивают мешок (рис. 16), набивают плотно ватой, в центр вставляют картонный патрон для пальца кукловода. К полученной болванке прикрепляют лице. Для этого на болванке мелом отмечают линию глаз и пришивают к ней уголки глаз. Так же пришивают уголки носа. Между трикотажем и ватой добавляется вата для утолщения щек, лба, подбородка. Затем трикотаж натягивают и по краю пришивают к болванке.

Уши делают отдельно. Вырезав силуэт, его обтягивают кусочком трикотажа и пришивают к голове. Форма ушей тоже может быть очень разнообразна.

Рис. 15.

Рис 16.

Голова сшита. Теперь ее нужно раскрасить. Для этого лучше всего употреблять рельефную пасту, — она хорошо ложится на ткани. Рисуют пастой не кистью, а фунтиком. Свернув из целлофана фунтик, в него накладывают пасту, плотно заворачивают, отрезают кончик и рисуют, слегка надавливая на верхний край (рис. 17).

Когда голова готова, пришивают волосы и делают головной убор. Волосами могут служить шерстяные нитки, штопка, распущенные старые чулки, капрон, мочала, конский волос и т. п.

Рис 17.

Вот несколько примеров головных уборов (фото).

Корона из картона, обтянутая трикотажем и разрисованная (Старуха из сказки А. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Работа ученицы 5-го класса 98-й школы — Веры Рябцовой).

Для шляпы Дяди Матвея из пьесы «Сказка цепочка» И. Рачека использован бумажный стаканчик из-под топленого масла. На него лишь натянут чулок и пришита темно-красная лента (работа ученика 6-го класса 98-й школы — Алеши Колбанцева).

Шляпа из сукна и ситца, застроченных в виде соломки. (Кукла Разбойник из пьесы «Волшебный барабан» Дж. Родари. Работа куклодельного цеха Кукольного ученического театра 98-й школы.)

Куклы: Разбойник, Дядя Матвей и Старуха.

Для того, чтобы сделать голову из папье-маше, надо сначала вылепить ее из глины или пластилина. Затем можно использовать два способа: либо снять с вылепленной головы гипсовую форму и выклеить ее изнутри листиками бумаги, хорошо смоченными в клейстере, либо оклеить голову тонкими слоями пропитанных клеем бумажных листиков, а потом, когда бумажный слой высохнет, разрезать голову пополам и вынуть из нее глину или пластилин и снова склеить обе половинки головы. Для того, чтобы бумага не прилипла к форме, форму предварительно смазывают каким-нибудь жиром.

Бумагу для папье-маше надо не нарезать, а нарвать мелкими кусочками, чтобы края листиков были мохнатыми. Лучшая бумага для папье-маше пористая: оберточная или газетная. Кусочек бумаги, пропитанный клейстером, прижимают к форме, а затем рядом с ним прикладывают следующий таким образом, чтобы его края заходили за первый, и так — пока не будет выклеена вся форма. После этого начинают облеплять форму вторым слоем бумажных листиков. Обычно наклеивают семь — восемь слоев.

Чтобы толщина папье-маше по всей форме головы была равномерной, надо воспользоваться бумагой двух цветов. В этом случае легче следить за последовательным наложением каждого слоя.

Для получения клейстера нужно взять пшеничную или ржаную муку, хорошо разболтать ее в холодной воде, чтобы не было комочков. Затем — заварить крутым кипятком, довести массу до густоты киселя, добавить в нее несколько капель столярного клея, тщательно перемешать и снова прокипятить.

Сделанную из папье-маше голову гримируют любыми красками, предварительно загрунтовав левкасом.1

1 Левкас — мел, смешанный со столярным клеем и сиккативом до густоты сметаны.

Головы из папье-маше, вылепленные непосредственно по пластилину или глине без предварительно снятой гипсовой формы, будут отличаться от оригинала меньшей точностью. Ведь каждый наложенный на слепок слой бумаги сглаживает черты лица. Поэтому для изготовления голов из папье-маше лучше пользоваться гипсовой формой.

Труднее сделать голову из дерева, но зато она будет более прочной и отделать ее можно тщательнее. Дерево лучше, чем папье-маше, сохраняет каждый штрих резца.

Для работы можно использовать любую породу дерева, но лучше всего липу. Липа сравнительно мягкое дерево, легко поддается ножу и не колется. Выбранное для работы дерево должно быть ровное, прямое, без сучков и наплывов, здоровое, — без дупла и гнили. Нельзя брать сухостойные деревья.

Спиленную липу надо хорошо просушить, — резать из сырой, только что спиленной липы не следует, так как, высыхая, она дает трещины. Кроме того, сырое дерево трудно зачистить шкуркой и хорошо окрасить.

Лучшим сезоном заготовки липы является осень и зима — период, когда в стволе прекращается движение сока. Спиленное в это время дерево сохнет лучше и скорее. Естественная сушка бревна продолжается два с половиной года, но современная техника деревообделочных заводов знает способы, сокращающие этот процесс до нескольких часов.

Дерево не должно быть слишком молодое, так как в молодом дереве мягкая древесина при резке стамеской заминается. Чем старше дерево, тем оно более пригодно для резки (при условии отсутствия гнили).

Лучшим сортом липы для резки считается парковая липа, — она имеет твердую древесину слегка розоватого оттенка; лесная липа имеет совершенно белую окраску древесины, и сердцевина ее значительно мягче.

Рис. 18.

Для резки кукол нужны следующие инструменты: нож резчицкий (может быть заменен остро отточенным перочинным или финским небольшого размера), две — три полукруглых стамески разных размеров, топор и колотушка (рис. 18).

При помощи этого небольшого набора можно вырезать любую куклу, но, конечно, лучше иметь более полный набор резчицких инструментов из хорошей стали. Инструмент должен быть хорошо отточен, без зазубрин и других повреждений лезвий, — тогда срез дерева получается чистый и ровный.

Рис. 19.

Рис. 20.

Для изготовления головы куклы от бревна отпиливают чурку необходимой длины.

Постепенно, сначала топором, а затем стамесками чурку «оболванивают» и придают ей форму головы (рис. 19).

Помните, что слой дерева надо снимать постепенно, не торопясь, отделяя пласты дерева небольшими кусками, чтобы случайно не срезать слишком много. Не следует заниматься отделкой деталей, не решив общей формы.

Техника резки по дереву несложна. Если размер будущей куклы невелик, то вырезать ее можно не зажимая дерево в верстак. Чурбачок, предназначенный для головы, резчик берет в левую руку, стамеску — в правую (рис. 20). Резать удобнее всего сидя на низком табурете, без спинки (рис. 21).

Если резчик режет по чужому рисунку, то лучше сначала голову вылепить из пластилина или глины. В крайнем случае надо иметь два рисунка — в фас и в профиль.

Рис. 21.

Когда голова вырезана, приступают к ее отделке. После резки стамеской сглаживают неровности ножом, упрощают форму, срезают лишнее. Обработанную ножом поверхность дерева сначала зачищают рашпилем или крупнозернистой шкуркой (стеклянной бумагой), а затем шлифуют более мелкой шкуркой. Если в дереве есть какие-либо повреждения или изъяны, их заклеивают слоями бумаги с клеем (папье-маше), еще раз зачищают тонкой шкуркой и только тогда приступают к окраске.

В голове куклы снизу просверливают отверстие для пальца руки кукловода. На шейке делают зарубку и желобок, чтобы прикрепленную к ней ткань чехла можно было прочнее обвязать.

Головы для тростевых кукол и «марионеток» делают таким же способом.

В шею тростевых кукол вставляют машинку, а головы марионеток скрепляют с торсом при помощи проволоки, как показано на рисунке 22.

Рис. 22.

Ручки для куклы можно выпилить из фанеры в виде простых рукавичек с одним большим пальцем или вырезать из дерева, или же сделать из трикотажа на проволочном каркасе. Затем к ним приделывают трубочки для пальцев руки кукловода.

Чехол для туловища куклы шьют из легкой мягкой материи.

Рукава чехла пришивают под прямым углом к оси туловища куклы. На чехол надевают костюм куклы. Для получения различных толщинок в фигуре куклы между платьем и чехлом можно подшить соответствующей формы мешочки, набитые ватой.

Длина чехла должна быть такой, чтобы рука кукловода была скрыта в нем почти до локтя, а талия куклы приходилась на линии запястья.

Если по ходу спектакля кукла должна иметь ноги, то надо сшить штанишки, набить их ватой и прикрепить к талии куклы. Самые ножки (ступню) можно вырезать из дерева или сшить из материи.

Когда кукла готова, надо надеть ее на руку и внимательно проверить, удобно ли она сидит на руке и хорошо ли может двигать головой, руками, сгибаться в талии. Если обнаружится, что плечи куклы находятся по отношению к ее туловищу как бы на разной высоте (это очень часто бывает), то для того, чтобы эта разница была менее заметна, на рукав чехла, в который вдет большой палец кукловода, надо пришить подушечку из ваты. Костюм на кукле должен сидеть свободно, чтобы рукава не тянули в проймах.

Размер «петрушек» тесно связан с размером человеческой руки, и поэтому голова куклы-«петрушки» обычно не превышает 10—15 см.

Для изображения в петрушечных куклах животных можно воспользоваться показанной на рисунке схемой выкройки (рис. 23).

Рис. 23.

В этом случае куклу лучше делать из сукна или байки. Если материя тонкая, ее надо положить на подкладку. Швы следует строчить на машине. Иногда приходится простегивать подкладку тонким слоем ваты, но так, чтобы толщина ее не мешала движениям. Когда основа животного готова, ее обшивают мехом, естественным или искусственным, подкрашивают нужные места, подчеркивая форму, и, наконец, нашивают отдельные детали костюма или упряжи.